Для ТЕБЯ - христианская газета

Пробуждение в России. Было ли оно? Почему не удалось? Возможно ли еще?
Публицистика

Начало О нас Статьи Христианское творчество Форум Чат Каталог-рейтинг
Начало | Поиск | Статьи | Отзывы | Газета | Христианские стихи, проза, проповеди | WWW-рейтинг | Форум | Чат
 


 Новая рубрика "Статья в газету": напиши статью - получи гонорар!

Новости Христианского творчества в формате RSS 2.0 Все рубрики [авторы]: Проза [а] Поэзия [а] Для детей [а] Драматургия [а] -- Статья в газету!
Публицистика [а] Проповеди [а] Теология [а] Свидетельство [а] Крик души [а] - Конкурс!
Найти Авторам: правила | регистрация | вход

[ ! ]    версия для печати

Пробуждение в России. Было ли оно? Почему не удалось? Возможно ли еще?


Господь Иисус Христос задал как-то грустный риторический вопрос: «Сын Человеческий, придя, найдет ли веру на земле?» (Лук. 18:8).

Безусловно, Иисус видел будущее, Он знал, что когда будет Его второе пришествие на эту землю, чтобы забрать Церковь Свою к Себе, то очень мало окажется тех, кто действительно будет еще веровать. Грустно становится от этого пророчества, особенно, когда осознаешь, что мы живем, вероятно, в последнее время и вот-вот должен прийти наш Господь...

Уже не так слушают люди в России весть о Спасителе Иисусе Христе. Уже нет частых покаяний на богослужениях. Уже крещения проводят всего один или два раза в год, с трудом набирая хоть сколько-нибудь новообращенных, достойных принять этот священный завет с Господом и войти в Его церковь. Пробуждения так и не видно...

Почему так? Вроде бы совсем недавно в СССР пали атеистические цепи, наступила свобода проповеди Евангелия и свобода совести, вроде бы, казалось, началось духовное пробуждение, тысячи людей пришли к Богу и в церкви ЕХБ. Так было в конце 80-х и начале 90-х. Я тогда тоже пришел к вере в Господа, пришел в церковь, которая одна, казалось мне, является истинной на этом свете, в церковь евангельских христиан-баптистов. И я до сих пор встречаю братьев и сестер, которые именно в этот период времени пришли тоже к Господу, тоже стали детьми Божьими.

Придя в церковь, очень хотелось быстрее приобщиться к новой общности, нужному делу, нести Евангелие другим, делиться радостью спасения с окружающими. Я открыто говорил с людьми о вере, убеждал их, что атеисты столько лет обманывали нас, и теперь есть наконец-то возможность познать Истину. Было ощущение, что вот-вот, еще немного, и начнется массовое обращение людей к Богу, приход их в церковь. Причем в баптистскую, служители которой, в отличие от православных, не ездят на огромных представительских машинах под охраной мотоциклов и людей в черном.

И действительно, много людей пришло тогда. Но вскоре оказалось, что настроения у пришедших и мотивы разные. И отношение их к происходящему тоже разное.

Я помню, как лет 10-12 назад я показал одному давно знакомому мне брату свою статью, в которой были такие строки: «Помню, когда мы приняли Христа, нам казалось, что мы сейчас всю Русь пробудим, обязательно совершим Реформацию, Россия сбросит не только коммунистические, но и атеистические путы, все уверуют в Бога и Христианство наконец-то восторжествует здесь по-настоящему! Говоря "мы", я имею в виду множество таких же, как я, русских людей, уверовавших благодаря краху прежнего режима (1989-92 гг.)». А он удивил меня скептической усмешкой и ответом: «А я вовсе так и не думал никогда».

Я был несказанно удручен. Оказывается, это мне только хотелось пробуждения, это мне хотелось обращения России, а другим, принимавшим крещение, и сейчас несущим служение, все это не было так уж и нужно, их интересовали какие-то другие свои мотивы...

В начале 90-х верующие всего мира смотрели с надеждой на Россию, ждали, что произойдет в стране, где столько лет верующие противостояли богоборческому режиму, и тому не удалось сломить и одолеть Церковь. Сюда посылались Библии, проповедники, книги, гуманитарная помощь, возносились молитвы. Церкви росли, наполнялись людьми... А сейчас?

А сейчас уже прохожего на улице не интересует Благая Весть, в церковь люди не спешат, ни за что не желают брать и тем более покупать христианские газеты и журналы. Все отмечают некоторое охлаждение. Некоторые говорят о «провале евангелизации» России, говорят о «неготовности церквей ЕХБ принять нахлынувший поток новообращенных», их «неспособности приспособиться к новым условиям времени» и «перестроиться». Другие говорят, что ситуация просто вошла в нормальное, стабильное русло. Количество верующих ЕХБ хоть и медленно, но растет. Количество новых церквей ЕХБ хоть и медленно, но увеличивается. Враги Церкви явно спешат праздновать победу.

В то же время нельзя не отметить, что возросло количество лиц, которые, пробыв несколько лет в церквях ЕХБ, уходят из баптизма. Уходят часто с шумом, со скандалом, с грязными пасквилями и «разоблачениями», распространяемыми ими по интернету и в печати. Уходят в конфессии, которые, будучи в здравом уме и трезвой памяти, никак нельзя назвать истинными или живыми для христианина... В харизматики, в православные, в лютеране, даже в мусульмане. Таких ушедших, конечно, мало, это не «исход», но в этом есть тревожные сигналы, на которые нашим бы пресвитерам и руководителям Союзов не мешало бы обратить внимание.

Все гадают над причинами и угасания интереса к Евангелию, и иссякания потока новоприбывших в церкви, и перебегания отдельных личностей к нашим духовным противникам по религиозному полю.

Что можно обо всем этом сказать? Да, безусловно, массового обращения не произошло в России и всем бывшем СССР. Баптисты не стали влиятельной в обществе силой, с которой бы пришлось считаться властям и другим институтам. Кто-то говорит, что так решил Господь, так наказывает Россию за 70 лет атеизма и нестроения внутри Братства ЕХБ.

Однако представляется, что мы имеем то, что реально можно было получить в России. Вряд ли люди, которые хотели уверовать, не воспользовались такой возможностью. Видимо, мы должны признать, что тяга к Богу была не у всех людей в СССР, не все хотели знать Бога, не все вообще понимали, что такое духовность. Другими словами, мы имеем в России столько верующих, сколько наш народ заслуживает. И не стоит тут винить Господа или разруху перестройки, или политические коллизии.

Из сложившейся ситуации мы, тем не менее, можем и должны сделать выводы. Да, справедливо считается, что это Господь ответил на молитвы гонимых верующих в СССР, когда атеистическая власть рухнула. Справедливо, что Господь дал возможность русским людям прийти к спасению, и возродиться Духом Святым. Однако мы должны понимать, что Господь никого насильно не заставлял становиться христианами, не принуждал никого каяться и просить прощения грехов. Не делает этого Он и сейчас. Господь только предлагает людям дар спасения, дар вечной жизни и прощение грехов. А уж как люди отзываются на это предложение - это и их дело тоже. Мы должны согласиться с тем, что большинство людей не пожелало стать возрожденными христианами и найти спасение во Христе. Печально, но это факт.

Это не должно нас вгонять в пессимизм. Наоборот, мы можем продолжать делать что можем, полагаясь на помощь нашего Господа. Не нужно ждать массовых обращений стадионов, принятия каких-то прохристианских законов в парламенте, чуда внезапного интереса неверующих к Богу и церквям ЕХБ. Церковь должна как всегда делать свое дело честно, последовательно и не нарушая Божье Слово, не отходя от него ни на шаг. Таков земной путь Церкви до ее славной встречи со своим Главой на небесах.

Некоторые же братья у нас явно впали в какую-то панику. Когда вал новых людей в церкви стал убывать, многие начали судорожно предпринимать какие-то экстренные меры, чтобы только остановить процесс на прежнем уровне. Отсюда идут все эти попытки приспособить церковь под этот мир, сделать церковь максимально удобной и комфортной для неверующего человека, лишь бы он пришел в церковь, и тут чтобы его ничто не смогло отпугнуть, «напрячь» или ввести с церковью в конфонтацию. Для этого были введены разные новшества и «послабления», призванные привлечь человека с улицы. Многие заговорили о том, что и мы, церкви возрожденных христиан, баптисты, тоже «обросли небиблейскими традициями», от которых надо срочно избавляться. И стали избавляться. От благоговейной музыки и пения глубоких по содержанию гимнов. От строгого отношения к мирскому искусству и культуре, к его ценностям. От целомудренной одежды и женского покрывала на голове. От буквального толкования и понимания слов Священного Писания. От хранения своей веры, своего учения и преданности своей деноминации, преемственности от евангельских христиан-баптистов прошлого.

Принесло ли это плоды в церквях ЕХБ? Безусловно. Только не те, что хотелось бы, не те, о которых молились верующие прошлого и какие желает видеть Господь. Возросло влияние мира на церкви. Уже часто не поймешь где разница между верующим и неверующим. Уже не понятно, кто баптист, а кто представитель другой конфессии. Да и этих различий с другими конфессиями стало принято уже стесняться, избегать, затушевывать. Многие члены церквей ЕХБ не осознают уже себя «евангельскими христианами-баптистами», а какими-то «христианами вообще», или «протестантами». Историей Братства мало кто интересуется, книги наших предшественников мало кто читает, взгляды ЕХБ практически никто не хочет считать единственно правильными...

В России возникло много новых конфессий и сект. Большинство их не проходило годы гонений при атеистах, они появились «от хорошей жизни» в период перестройки, часто на деньги зарубежных миссионеров-временщиков. Они втянули в свои ряды очень много народа, который бы должен был прийти в церкви ЕХБ. Кто-то у нас из вышестоящих братьев радуется и этому. А есть ли тут чему радоваться? Вместо служения Господу, распространения Истины, мы видим пеструю череду потешных и никому не нужных сект и секточек, своим учением и поведением только дискредитирующих христианство как таковое. Будь они в церквях ЕХБ, такого бы безобразия можно бы было избежать. А мы радуемся «многообразию вероисповеданий» на Российской земле...

Получается, что мы, современные баптисты, не уважаем самих себя, мы не уважаем и не ценим свою историю. Свои традиции мы безжалостно готовы выбрасывать на свалку и топтать, топтать, вместе с другими еретиками и лжеучителями. Мы не выдержали наш спор с атеистами и миром сим, мы стали не исправлять их, а себя подстраивать под мир, под его взгляды, моду, методы. И называем это «современными видением».

Когда церковь не уважает сама себя, невозможно ждать, чтобы ее уважали другие. Мирские люди не глупые, в своей безбожной позиции они не в пример многим из нас последовательны и догадливы. Нельзя не заметить, как они отмечают ложь и лицемерие «современных христиан», желающих всеми способами угодить им. «Христианский рок», сколько бы его не пропагандировали отдельные верующие, так и не воспринимается серьезно неверующими, зато верующих сталкивает к року мирскому весьма успешно. Многие любители «новых способов евангелизации» превращаются для мира сего в настоящих клоунов, роль которых часто сводится к развлечению неверующих, но не ведет их к покаянию... Мирские видят притворство. Можно ли за это нас уважать?

Мы боимся быть строгими в наших церквях, в отношении к греху и нарушению благочестия и дисциплины. Человек из мира, придя в церковь, и не видя почти никаких требований к себе, кроме абстрактного «быть добрым и не курить», очень быстро смекает, что ему перестраиваться от прошлой жизни и привычек вовсе и не нужно, его принимают и «таким как он есть»: со всем багажом прежних представлений и ценностей. Никто не смеет уже указать такому новообращенному на его неподобающее для христиан поведение. «Кто ты, чтобы обвинять чужого раба?» В большинстве случаев раб, действительно, чужой. И вот уже чужие диктуют церкви как ей жить и что считать приемлемым. Церковь не уважает сама себя, не уважают ее и новоприбывшие.

Потому, я думаю, некоторые и уходят в конфессии и религии, где сохранено какое-то самоуважение. Православные не стесняются считать себя истинной церковью. Ислам не стесняется называть себя истинной религией. Лютеране не стесняются именно себя считать истинной церковью. Пришедшие туда люди из ЕХБ часто готовы смиряться и с любыми требованиями, и с какими угодно ограничениями и правилами, и слушаться и подчиняться, то есть со всем тем, с чем они воевали в церквях ЕХБ, и где пасторы думают, что это все «отталкивает людей от церкви». А оказывается, не отталкивает! Оказывается, если церковь принципиальная, если она четко стоит на определенных позициях, с которых сходить не намерена, тогда ее уважают и с ее требованиями считаются. И или принимают, соглашаясь, или не принимают, и честно уходят сразу, а не ведут подрывную войну внутри.

Все пробуждения, какие бывали в истории народа Божьего, и древнего Израиля, и Церкви, если смотреть внимательно, были связаны с возвращением к Слову Божьему, со стремлением к исполнению заповедей Божьих. Никогда, ни разу, пробуждение не было связано с либерализацией отношений к миру и ложным учениям! Да, небиблейские предания сбрасывали, да, не всегда доводили реформацию до конца, до полного послушания Господу, но всегда мотивом было возвращение к точному исполнению Слова Божьего и жизни по нему в Духе Святом! Нынешние потуги обновить церкви ЕХБ, к сожалению, идут отнюдь не под знаменами возвращения к Слову Божьему, а под знаменами братания с миром и ересями. У нас много теперь ругают «консерваторов», много кричат о «законничестве», «фарисействе», «традиционализме» в церквях ЕХБ, от которых, говорят, надо скорее избавляться, а под эти лозунги ведется разрушение всего духовного наследия братства ЕХБ, клевета на предшественников и нашу догматику, предательство нашей культуры, отречение от корней и даже самого названия. Потому и итоги пробуждения в России пока такие скромные.

Пробуждение возможно только когда мы следуем за Господом, когда Он для нас последняя инстанция, а не мнение окружающего общества или наши представления о том, что миру нужно от церкви. Миру, как всегда, нужен Христос, нужно возрождение, нужна жизнь в Духе по Слову Божьему. А вовсе не наши «новые методы» и заигрывания.

Давайте будем действовать, чтобы пробуждение могло происходить через нас, через каждого из нас, начиная с нас самих. Надо бодрствовать и противостоять разного рода либерализму, твердо стоя на фундаменте Слова Божия, не уклоняясь ни направо, ни налево, продолжая славные традиции наших братьев-предшественников, устоявших в вере. И тогда еще возможно в России духовное пробуждение, которого все мы не можем не желать. Всё еще в это верю.

Об авторе все произведения автора >>>

Igor Kolgarev Igor Kolgarev, Москва, Россия
Христианский писатель, публицист, бард и проповедник в церкви
e-mail автора: kolgar@mail.ru
сайт автора: Авторская песня

 
Прочитано 2592 раза. Голосов 5. Средняя оценка: 1
Дорогие читатели! Не скупитесь на ваши отзывы, замечания, рецензии, пожелания авторам. И не забудьте дать оценку произведению, которое вы прочитали - это помогает авторам совершенствовать свои творческие способности
Оцените произведение:
(после оценки вы также сможете оставить отзыв)
Отзывы читателей об этой статье Написать отзыв Форум
Виктор 2012-05-18 15:54:10
Сколько не читаю разного всего об этом самом "пробуждении" на уровне государства, в частности, России, так и не могу до сих пор вкурить - о чем же, собссно, идет речь. На что хоть оно должно быть похоже, это "пробуждение"?
 Комментарий автора:
Так не кури.

Николай Агапьев 2013-08-16 12:37:07
Я искренне сопереживаю ситуации которая сложилась в ЕХБ не являясь при этом баптистом и при этом искренне считая вас братом во Христе. Такая ситуация у многих конфессий. Проблема законничества и необузданности актуальна... Главное не впадать в крайности... Верующего во Христа, так же и Христианскую церковь определяет не одежда, не название и не методы поклонения, а искрення вера в нашего Спасителя, умершего и воскресшего, а также следования Слову Божьему выраженному в основных догмах Христианства. Согласен с тем, что пробуждение нужно не в ограниченной конфессии при всем их разнооброзии сильных и слабых качествах...
 Комментарий автора:
В статье не рассматриваются другие конфессии и религии. Речь идет о христианском здравом учении, который исповедуют евангельские христиане-баптисты (и имеющие сходное с ними учение например, так наз. евангельские христиане).
Верующего определяет, действительно, не одежда, однако верующий будет и в одежде придерживаться Евангельских норм, как и во всем.
Слову Божьему нужно следовать не только в основных, но и во всех догматах.
Конфессия ЕХБ ничем не ограничена, поэтому не понятно, с чем вы согласны.

Николай Агапьев 2013-08-16 19:42:01
Спасибо вам за ответ и прошу прощения за неясность в изложении своих мыслей. Согласен с вами в том, что многие находятся в положении застоя и церкви нужно пробуждение, к которому надо прилагать старания и молитвы.
 
читайте в разделе Публицистика обратите внимание

Religious trolling (религиозные тролли) - Николай Николаевич
Не трать время на то, что в скором времени тебя разочарует. Общение с Богом ничем заменить нельзя. Это не чтение Библии. Если бы так просто было найти Бога, то не стоило об этом говорить. Интернет это не только средство для нашего приятного время провождения и как бы распространитель благой вести. Он вор человеческих душ. Можешь в этом не сомневаться. Слова: «Отойдите от Меня Я вас не знал», исходят из этого.

Историческая ошибка - Васильева Валентина Яковлевна

Плевелы – сорняки - Буравец Валерий

>>> Все произведения раздела Публицистика >>>

Публицистика :
Неужели откажешься от обреченных на убиение - Николай Николаевич
«Ибо кто постыдится Меня и Моих слов в роде сем прелюбодейном и грешном, того постыдится и Сын Человеческий, когда приидет в славе Отца Своего со святыми Ангелами. (Мар.8:38) Синодальный перевод Библии.

Для детей :
Азбука для детей.А - Елена Доманская

Проза :
Забавы падших (Глава 6) - Alexander Schmidt

 
Назад | Христианское творчество: все разделы | Раздел Публицистика
www.ForU.ru - (c) Христианская газета Для ТЕБЯ 1998-2012 - , тел.: +38 068 478 92 77
  Каталог христианских сайтов Для ТЕБЯ


Рамочка.ру - лучшее средство опубликовать фотки в сети!

Надежный хостинг: CPanel + php5 + MySQL5 от $1.95 Hosting





Маранафа - Библия, каталог сайтов, христианский чат, форум

Rambler's Top100
Яндекс цитирования

Rambler's Top100